Резолюция
II Международной научно-практической конференции
<Информация о лекарственных средствах - качественному использованию
Казань, 15-16 октября 2010 года
Объединенными усилиями организаторов (список в приложении) 15-16 октября
2010 года в городе Казани была проведена 2-я Международная конференция
<Информация о лекарственных средствах - качественному использованию
.
Принципиальной целью и отличием конференции явилось исключение участия в ее
организации фармацевтической индустрии во избежание давления последней на
постановку задач, содержание, приглашенных докладчиков, формирование
программы, оценку информации и подведение итогов конференции.
В работе конференции приняли участие 414 человек из 9 стран мира (Австралия,
Индия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Молдова, Новая Зеландия, США,
Швейцария), 20 регионов России, представители Всемирной организации
здравоохранения и ведущие специалисты России и международного сообщества.
Научная программа включала пленарные заседания, симпозиумы и конкурс работ
молодых ученых.
Конференция констатировала
достигнутые успехи в области отечественной лекарственной политики, состоящие
в создании службы фармаконадзора, оценке потребности в информации о
лекарственных средствах специалистов здравоохранения, первых шагах в
разработке и публичном обсуждении перечня жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств с использованием модели Всемирной Организации
здравоохранения, создание системы мониторинга цен на лекарственные средства;
разработке и широком внедрении новых оригинальных отечественных
лекарственных средств, не имеющих зарубежных аналогов.
На конференции обсуждены
Используемые производителями методы и способы продвижения лекарств с
нарушением этических норм, противоречащие задачам здравоохранения, включая
клинические испытания лекарств.
Конференция определила
проблемы, требующие неотложного решения, связанные с массовым введением в
заблуждение профессионального медицинского и фармацевтического сообщества, и
общества в целом неэтичным продвижением лекарств;
приоритетность и неотложную необходимость разработки, диссеминации и
использования независимой достоверной информации о лекарственных средствах и
использовании лекарств, а также государственных мер по противодействию
неэтичному продвижению лекарств во всех его традиционных и
завуалированных - постоянно изменяющихся видах.
Конференция считает приоритетными направлениями дальнейшего
совершенствования отечественного лекарствоведения и практики здравоохранения
в области лекарственных средств, следующие:
- Полноценное внедрение концепции основных лекарственных
средств (ЛС) Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ - Модельный
инструмент, Модельный продукт, Модельный процесс) для обеспечения
эффективности системы формулярного регулирования и использования лекарств,
как наиболее эффективных стратегий, обеспечивающих равную доступность
Основных лекарств, рациональное использование лекарств и реализацию
конституционного права на здоровье.
- Планирование и выделение адекватного финансирования и
административной поддержки в целях укрепления научного потенциала для
обеспечения научно-обоснованного независимого отбора медицинских технологий,
включая лекарственные средства, и надлежащего (рационального, качественного)
использования лекарственных средств, как в государственном, так и частном
секторах.
- Укрепление (дальнейшее развитие) службы клинической
фармакологии в качестве центрального звена в лекарственной политике системы
здравоохранения. Увеличение роли клинической фармакологии как клинической,
образовательной, научной дисциплины, уникально вооруженной необходимым
уровнем экспертизы для разработки и диссеминации независимой информации о
лекарственных средствах с целью обеспечения качества работы врачей,
провизоров, фармацевтов и среднего медицинского персонала. Обеспечение
полной укомплектованности стационаров и амбулаторно-поликлинических
учреждений врачами - клиническими фармакологами.
- Обязательное привлечение врачей клинических
фармакологов к разработке различного рода ограничительных перечней, и
клинических рекомендаций всех уровней.
- Внедрение инновационных информационных технологий
разработки независимой лекарственной информации и ее доставка до
профессионального врачебного и фармацевтического сообщества, и населения в
целом. Широкое распространение и использование независимого справочного
издания о лекарственных средствах <Большой справочник лекарственных
. Инициация создания Российского Независимого Лекарственного
Бюллетеня.
- Разработка и утверждение обязательных к исполнению
образовательных программ последипломного обучения клинической фармакологии и
принципам доказательной медицины (рациональному (качественному)
использованию лекарств) и современным информационным технологиям для всех
работников здравоохранения, включая фармацевтов и провизоров. Внедрение и
учет этих программ в обязательный минимум при аттестации специалистов всех
клинических дисциплин. Последипломное обучение врачей и провизоров
клинической фармакологии с навыками рационального выбора и использования
лекарств, и принципами доказательной медицины на регулярной основе как
аттестационное требование.
- Разработка и максимальное содействие программам
просвещения общественности по вопросам рационального использования лекарств.
Обеспечение независимости образовательных программ от фармацевтических
производителей.
- Разработка законодательных мер (нормативно-правовых
актов), запрещающих не точную информацию о ЛС, неэтичную рекламную
деятельность фармацевтических производителей и их представителей, вводящую в
заблуждение медицинскую общественность. Разработка и дальнейшее
совершенствование существующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих
соответствие этическим критериям ВОЗ при осуществлении деятельности
(субъектов) по продвижению лекарственных средств.
- Учреждение независимого экспертного органа по
мониторингу рекламы лекарственных средств. Разработка и учреждение
механизмов финансирования такого экспертного органа.
- Мониторинг (ведение учета) и контроль независимыми
экспертами врачебных конференций и публичных выступлений на предмет
информативности, научности, обоснованности, полноты представления сведений в
том числе о побочных эффектах (ПЭ), соответствия этическим критериям ВОЗ.
- Предоставление медицинской и широкой общественности
официальной информации по утвержденным инструкциям по применению
лекарственных средств/препаратов, и определение правового статуса Типовой
клинико-фармакологической статьи (ТКФС) лекарственного средства
Государственного Реестра Российской Федерации.
- Предоставление медицинской и широкой общественности в
открытом доступе полных результатов клинических исследований по
зарегистрированным лекарственным средствам, включая первичные данные из
индивидуальных отчетных форм и сведения о нежелательных лекарственных
реакциях; ужесточение регистрационного требования представления результатов
сравнительных исследований с существующими лекарствами с известным профилем
эффективности и безопасности (не только плацебо-контролируемые).
- Совершенствование и разработка правовой основы
проведения исследований на людях лекарственных средств и медицинских
технологий в свете защиты конституционного права граждан на здоровье, в
противовес сложившейся практике клинических испытаний в качестве
завуалированного в научную подоплеку продвижения лекарств.
- Дальнейшее развитие отечественного фармацевтического
кластера по оригинальному отечественному сценарию, ориентированному на
обеспечение приоритетных нужд здоровья населения страны основными
лекарственными средствами, без повторения ошибок западных
мульти-национальных фармацевтических компаний (большой Фармы).
- Дальнейшее развитие эффективной службы фармаконадзора,
включая ответственную и усиленную фармакобдительность при проведении
клинических исследований новых лекарственных средств.
- Внедрение культуры здорового образа жизни, борьба с
курением, алкоголизацией населения и злоупотреблением необоснованным
использованием лекарств.
Конференция считает необходимым:
1. Обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития, в
Министерство образования и науки, в Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития Российской Федерации с ходатайством о
принятии рекомендаций конференции к практической реализации.
2. С целью расширения и укрепления службы клинической фармакологии просить
Минздравсоцразвития РФ рассмотреть возможность подготовки новых специалистов
с учетом базового высшего образования <лечебное дело>, <педиатрия>, <общая
врачебная практика> без учета последующей специализации.
Обеспечить переподготовку по клинической фармакологии врачей - узких
специалистов с возможностью работать врачами - клиническими фармакологами в
профильных учреждениях (например, инфекционная больница, онкологический
диспансер, и т.п.).
Приложение
Список организаторов конференции (алфавитный порядок)
Евроазиатская академия медицинских наук;
Издательская группа ГЭОТАР-Медиа;
Институт Органической и физической химии имени А.Е.Арбузова Казанского
научного центра РАН;
Казанская государственная медицинская академия;
Казанский государственный медицинский университет;
Казанский государственный технологический университет;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Российское научное общество фармакологов;
Татнефтехиминвест-холдинг;
Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан.
При финансовой поддержке Правительства Республики Татарстан.