Результаты мониторинга цен на лекарственные средства в июле 2009 года
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития в рамках реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 08.08.2009 г. No.654 <<О совершенствовании государственного
регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные
осуществляет мониторинг ассортимента и цен на препараты
группы ЖНВЛС.
Постоянный контроль за ценами на лекарственные средства приобретает
особую значимость в условиях экономического кризиса. Проводимые
Росздравнадзором анализ факторов, влияющих на уровень цен, изучение
роли различных звеньев товаропроводящей цепочки, а также определение
условий, способствующих стабилизации и снижению цен позволяют
обеспечить соблюдение прав каждого пациента на получение доступной и
качественной лекарственной помощи.
Проведение Федеральной службой мониторинга уровня цен на лекарственные
средства позволило привлечь внимание руководителей субъектов
Российской Федерации, органов управления здравоохранением, участников
фармацевтического рынка и представителей общественности к проблемам
ценообразования на лекарственные средства.
Данные мониторинга показывают, что наметившаяся в июне тенденция
некоторой стабилизации цен, даже их снижения в ряде регионов, в июле
сохранилась. Наибольшее снижение цен было выявлено в г.Байконур,
Центральном и Северо-Западном федеральных округах, в то же время
незначительное повышение отмечалось в Уральском, Сибирском и
Дальневосточном федеральных округах.
В целом по Российской Федерации в июле 2009 г. стоимость лекарственных
препаратов с начальной ценой до 500 руб. практически не изменилась
(увеличение на 0.08%), в то же время в Омской области и Республике
Адыгея зафиксировано значительное повышение средней стоимости
препаратов данной ценовой категории (на 10% и 15%, соответственно).
Цены на препараты с начальной стоимостью более 500 руб. также
оставались стабильными (снижение на 0.05%), при этом уменьшение уровня
цен более 4% отмечалось в 7 регионах (максимально в Магаданской и
Тверской областях - 11.4 и 8.5% соответственно).
Уровень цен на импортные препараты в амбулаторном сегменте в целом по
России оставался стабильным, при этом снижение цен более чем на 4%
зафиксировано в 5 регионах (максимальное в Магаданской области),
повышение цен более 4% отмечено в Сахалинской области и Республике
Адыгея. Аналогичная ситуация зафиксирована для цен на отечественные
препараты, вместе с тем, в 6 регионах отмечено повышение цен более чем
на 4% (особенно, в Омской области и Чукотском АО), а в 12 регионах (в
наибольшей степени в Тверской области и г.Байконур) - снижение более
чем на 4%.
В июле средняя величина фактической применявшейся торговой надбавки к
цене закупки в сравнении с июнем 2009 г. снизилась с 27.8% практически
до 26%. По отдельным регионам отмечено существенное снижение:
г.Байконур, Ивановская область и Ставропольский край, в тоже время
уровень фактически применяемых торговых надбавок увеличился в
г.Санкт-Петербург, в Омской и Челябинской областях.
В целом по России ситуация с ценами на госпитальные препараты остается
достаточно стабильной. Наименьший уровень цен наблюдается в Сибирском
федеральном округе, наибольший - в Дальневосточном.
В среднем по России госпитальные препараты с начальной стоимостью до
500 руб. подорожали на 4.62%, наибольший рост произошел в
Дальневосточном, Южном и Сибирском округах, в 23 регионах произошло
увеличение стоимости данной категории препаратов более чем на 4%, в 4
регионах цены снизились более чем на 4%. Необходимо отметить, что в
Самарской области на протяжении всего периода с января по июль
отмечается увеличение стоимости лекарственных средств в госпитальном
сегменте. Этот регион является единственным в России, где не
установлены предельные размеры оптовых и розничных торговых надбавок.
Рост цен на препараты стоимостью свыше 500 рублей в госпитальном
сегменте с июня по июль в среднем по России составил 1.03%, В
наибольшей степени увеличились цены в Дальневосточном, Приволжском и
Центральном округах, в Сибирском округе - цены снизились. В 18
регионах отмечалось повышение цен более чем на 4% на препараты с
начальной стоимостью более 500 руб., снижение более чем на 4% - в 12
регионах.
С июня по июль 2009 г. отмечен некоторый рост (на 1.69%) цен на
импортные препараты госпитального сегмента. Наибольший рост отмечен в
Дальневосточном и Приволжском округе, наименьший - в Уральском и Южном
округах. Рост цен на импортные препараты более чем на 4% отмечен в 21
регионе, снижение на 4% - в 10 регионах. На отечественные препараты
цена в среднем по России повысилась на 1.37%, при этом в Сибирском и
Уральском округах отмечено повышение цен, а в Дальневосточном и
Северо-Западном округах - снижение. Рост цен на импортные препараты
более чем на 4% отмечен в 14 регионах, снижение на 4% - в 23 регионах
Впервые было проведено сопоставление величины цен на ряд лекарственных
препаратов в странах Европы и США с таковыми, внесенными в
Государственный реестр предельных отпускных цен на ЖНВЛС. Было
выявлено, что цены за рубежом на большинство препаратов (16 из 17)
ниже, чем зарегистрированы в России на 10-20%. Сопоставление
фактических цен ввоза лекарственных препаратов с уровнем цен за
рубежом в настоящее время невозможно в виду отсутствия информации. В
дальнейшем данный вид мониторинга будет расширен за счет включения
большего числа препаратов.
В ходе анализа данных, предоставленных аптечными и лечебными
организациями, участвующими в мониторинге, выявлено достаточно большое
количество ошибок при вводе информации. Ошибочно введенные данные были
исключены из анализа, хотя их доля по большинству регионов
укладывается в допустимый процент погрешности. Технических ошибок
ввода информации было выявлено в 1.23% записей. Они были обнаружены во
всех регионах, кроме г.Байконур и Кемеровской области, наибольший
процент допущенных технических ошибок отмечался в Магаданской области
(7.47%), Чеченской Республике (6.66%), Республике Тыва (5.62%),
Ненецком и Чукотском автономных округах, Республике Ингушетия и
Республике Саха (Якутия), во всех остальных регионах процент ошибок
был менее 4%.
В настоящее время следует отметить, что наибольшие затруднения в
предоставлении информации по мониторингу выявлены у следующих
регионов: Чукотская АО, Амурская область, Камчатский край, Чеченская
Республика, Ингушская Республика, Республика Алтай, г.
Санкт-Петербург, Ленинградская область, Чувашская Республика,
Сахалинская область.