[e-lek] None

Глубокоуважаемые коллеги!
С радостью сообщаем Вам о том, что вышел в свет Практикум по клинической фармакологии для студентов медицинских вузов, который посящен общим вопросам клинической фармакологии. Не смотря на скромные объемы, практикум- являтся плодом многолетней работы, основанного как на собственном опыте, так и на опыте старших коллег, которым они щедро делятся. Мы старались, что бы изложенный материал не выглядил банально. Все материалы практикума носят сугубо прикладной характер и неоднократно "апробированы" на студентах, которые положительно оценивали его методологию. Надеемся, что наш труд окажется полезным прежде всего для преподавателей клинической фармакологии вузов, а также, может быть и для практикующих врачей- клинических фармакологов и других специальностей. Выносим на Ваш суд наш труд. Мы будем рады любым замечаниям и предложения по улучшению практикума. Ниже привожу короткую информацию о данном издании, информация о приобретинии (в т.ч и заказа в библиотеки) на сайте издательства
  ГЭОТАР-Медиа: www.geotar.ru
С уважением, Сычев Д.А.
Д.м.н., профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Клиническая фармакология. Общие вопросы клинической фармакологии : практикум : учебное пособие / под ред. В. Г. Кукеса; Д. А. Сычев, Л. С. Долженкова, В. К. Прозорова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 224 с. : ил.

ГРИФЫ:
   Рекомендовано ГОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" в качестве учебного пособия для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 060101.65 "Лечебное дело", 060103.65 "Педиатрия", 060104.65 "Медико-профилактическое дело". Регистрационный номер рецензии 221 от 28 июня 2010 года ФГУ "Федеральный институт развития образования"
   Рекомендовано в качестве учебного пособия Всероссийской предметной методической комиссией по фармакологии, клинической фармакологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ (председатель академик РАМН, д.м.н., проф. Петров В.И.) на заседании 18 мая 2010 года

Под редакцией заведующего кафедрой клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им И.М. Сеченова, директора Института клинической фармакологии ФГБУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" Минздравсоцразвития, академика РАМН, профессора В.Г. Кукеса

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
   Профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им И.М. Сеченова, главный научнй сотрудник Института клинической фармакологии ФГБУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" Минздравсоцразвития, д.м.н. Д.А. Сычев;
   ассистент кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им И.М. Сеченова, к.м.н. Л.С. Долженкова;
   доцент кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им И.М. Сеченова, к.м.н., доцент В.К. Прозорова.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
   зав. кафедрой клинической фармакологии и доказательной медицины, зам. директора по научной работе и зав. отделом психофармакологии Института фармакологии им. А.В. Вальдмана СПбГМУ им. И.П. Павлова, д.м.н., проф. Э.Э. Звартау;
   зав. кафедрой клинической фармакологии с курсом ФПДО Ярославской государственной медицинской академии, д.м.н., проф. А.Л. Хохлов;
   зав. кафедрой клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии, д.м.н., проф. С.Н. Козлов.

АННОТАЦИЯ
Издание посвящено общим вопросам клинической фармакологии, что является основой методологии работы врача с лекарственным средством. Практикум является элементом единого учебно-методического комплекса, наряду с учебником (Кукес В.Г. Клиническая фармакология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008). Он написан в помощь студенту для получения знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности врача. Основная идея практикума - научить студента интерпретировать и использовать на практике информацию из всех разделов инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата. Пособие построено таким образом, что изложенная в нем информация - задания для самостоятельной работы, клинические ситуационные задачи (являются реальными случаями из клинической практики) - носят сугубо прикладной характер. В пособие включены тесты, задания для самостоятельной работы и ситуационные клинические задачи, а также полезные интернет-ссылки. Они помогут студентам осваивать учебный
материал максимально эффективно и интересно. Практикум предназначен студентам медицинских вузов, обучающимся по специальностям "лечебное дело", "медико-профилактическое дело", "педиатрия".

ПРЕДИСЛОВИЕ
Осенью 2009 года исполнилось 25 лет с момента организации под руководством профессора Владимира Григорьевича Кукеса кафедры клинической фармакологии в Первом Московском медицинском институте им. И.М.Сеченова (1-ММИ, ныне ММА им. И.М. Сеченова). Кафедра была создана на базе отдела клинической фармакологии НИЦ 1-ММИ, который был организован по инициативе В.Г. Кукеса ещё в начале 70-х годов ХХ века. С 1975 г ежегодно читался курс лекций по клинической фармакологии для ординаторов 2-го лечебного факультета 1-ММИ. Осенью 2009 года также исполнилось ровно 30 лет с момента проведения первого занятия в рамках экспериментального курса по клинической фармакологии для студентов 6-го курса лечебного факультета. Тогда уже была заложена методология преподавания клинической фармакологии, которая уже тогда гармонизировала с преподаванием этой дисциплины в Европе. У истоков этого процесса стояли Владимир Григорьевич Кукес, Алла Николаевна Цой, Иосиф Львович Блинков, Алексей Константинови
ч Стародубцев, Валерия Константиновна Прозорова, Эдуард Францевич Буриан, Борис Рувимович Альперович, Александр Сергеевич Румянцев, и многие другие. При этом кафедра стала "головной" в СССР: на кафедре проходят, начиная с этих времен. повышение квалификации многие заведующие кафедрами и преподаватели кафедр и курсов клинической фармакологии ВУЗов страны. За эти годы коллективом кафедры было подготовлено несколько поколений учебных программ по клинической фармакологии для студентов, обучающихся по всем медицинским специальностям и по фармации, 2 учебника, выдержавшие несколько переизданий, многочисленные методические пособия. Клиническая фармакология как прикладная дисциплина динамически развивается. Как снежный ком растет количество новых лекарственных лекарств, в т.ч. и принципиально новых по механизму действия. В последние годы изучение новых лекарственных средств базируется на позициях доказательной медицины. В клинической фармакологии выделились новые направлени
я, такие как фармакогенетика, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология. В клиническую фармакологию "проникла" методология персонализированной медицины. Сформировалась система фармаконадзора, появилась новая врачебная специальность врач - клинический фармаколог и т.д. Но цель преподавания клинической фармакологии, как "мировоззренческой" дисциплины сохраняется. Клиническая фармакология призвана сформировать компетенции рационального применения лекарственных средств у будущего врача. Многолетний опыт преподавания показывает, что в освоении студентами клинической фармакологии самостоятельная работа должна занимать большое место. Именно функцией "путеводителя" по общим вопросам клинической фармакологии авторы пытались наделить настоящий практикум.
Авторы искренне благодарны всем сотрудникам кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ММА им. И.М. Сеченова, особенно д.м.н. доценту Савельевой М.И., д.м.н., доценту Лазаревой Н.Б., Гавришиной Е.В., профессору Ших Е.В., которые принимали активное участие в обсуждении текста практикума. Отдельные благодарности авторы выражают профессору Цой А.Н., доценту Городецкому В.В., профессору Сулейманову С.Ш. (Хабаровск), к.ф.н. Хубиевой М.Ю. и к.ф.н. Власову А.М. за ценные советы и предложения по улучшению практикума, а также Ниязову Р. за глубокий анализ текста и справедливые замечания. Особенно много дискуссий было по модулю 8, в связи с чем, мы искренне признательны д.м.н., профессору Архипову В.В. за огромную помощь, которую он оказал в процессе работы над данным модулем. Авторы признательны профессору Власову В.В., за помощь в подготовке раздела о доказательной медицине, профессору Зиганшиной Л.Е. (Казань) и к.м.н. Семенову А.В. за помощь в подготовке ра
здела о взаимоотношении врача и фармацевтического бизнеса. Хочется также отметить, что весь материал, изложенный в практикуме "апробирован" на студентах 5 и 6 курса лечебного факультета ММА им. И.М. Сеченова, ценные замечания и предложения которых также были учтены авторами. Выражаем им за это особую благодарность.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию практикума, которые мы просим присылать по адресу: 109240, Москва, ул. Яузская д. 11, ГКБ 23, кафедра клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ММА им. И.М. Сеченова, e-mail: elmed@uandex.ru.

СОДЕРЖАНИЕ
Как работать с практикумом?
Модуль 1. Введение в клиническую фармакологию.
   Что такое лекарственное средство?
   Какова правовая основа обращения лекарственных средств в Российской Федерации?
   Что такое клиническая фармакология и фармакотерапия?
   Какие разделы выделяют в клинической фармакологии?
   Какие бывают виды фармакотерапии?
   Как разобраться в названиях лекарственных средств?
   Что такое оригинальные и генерические лекарственные препараты?
   Какими источниками информации о лекарственных средствах следует пользоваться врачу?
   Чем регламентируется фармакотерапия в клинической практике?
   Какой алгоритм действий должен использовать врач при применении лекарственных средств?
Модуль 2. Клиническая фармакокинетика.
   Зачем врачу информация о фармакокинетике лекарственных средств?
   Что собой представляет фармакокинетическая кривая (кривая "концентрация-время")?
   Каковы особенности фармакокинетики при различных путях введения лекарственных препаратов и чем определяется их выбор?
   Каковы особенности фармакокинетики пероральных лекарственных препаратов с модифицрованным высвобождением и принципы их выбора?
   Что такое биоэквивалентность, каково ее значение для экспертизы и выбора генерических лекарственных препаратов?
   Как врачу интерпретировать информацию из раздела "Фармакокинетика"?
   Как знание особенностей фармакокинетики помогает врачу выбрать конкретное лекарственное средство из группы и определить его режим дозирования?
   Когда необходимо применять нагрузочную дозу лекарственного средства и как ее рассчитать?
   Что такое терапевтический лекарственный мониторинг, когда он используется и как интерпретировать его результаты?
   Как проводить коррекцию доз при нарушениях функции печени?
   Как проводить коррекцию дозы при нарушениях функции почек?
Модуль 3. Клиническая фармакодинамика. Пациент и лекарство.
   Зачем врачу нужна информация о фармакодинамике лекарственных средств и как ее интерпретировать?
   Как знание особенностей фармакодинамики помогает врачу выбрать конкретное лекарственное средство из группы?
   Как разрабатывать индивидуальную программу контроля эффективности лекарственного средства?
   Как использовать оценку качества жизни в качестве клинического метода контроля эффективности лекарственного препарата?
   Что такое острый фармакологический тест и как интерпретировать его результаты для индивидуализированного выбора лекарственных средств?
   Что такое фармакологический анамнез и как осуществлять его сбор?
   Что такое комплаентность (приверженность), и зачем врачу нужно ее улучшать?
   Существуют ли дополнительные методы улучшения комплаентности?
Модуль 4. Неблагоприятные (нежелательные) побочные реакции. Фармаконадзор.
   Как врачу разобраться в терминах в области безопасности лекарственных средств?
   Как часто развиваются неблагоприятные побочные реакции?
   Какие виды неблагоприятных побочных реакций различают и зачем врачу нужно их знать?
   Какие пациенты относятся к группам риска по развитию неблагоприятных побочных реакций?
   Как врачу диагностировать неблагоприятные побочные реакции?
   Как врачу проводить профилактику и коррекцию неблагоприятных побочных реакций типа А?
   Как врачу проводить профилактику и коррекцию неблагоприятных побочных реакций типа В?
   Как нужно разрабатывать программу контроля за безопасностью при применении лекарственных средств?
   Что такое фармаконадзор. Зачем и как практическому врачу его осуществлять?
   Как и кого практикующий врач должен информировать о развитии неблагоприятных побочных реакций?
   Где врач может найти новые данные о безопасности лекарственных средств?
Модуль 5. Взаимодействие лекарственных средств.
   Почему врачи применяют комбинации лекарственных средств, и какие они бывают?
   Какие виды взаимодействия лекарственных средств встречаются в клинической практике?
   Какие могут быть механизмы фармакокинетического взаимодействия лекарственных средств?
   Какие бывают механизмы фармакодинамического взаимодействия?
   Могут ли пища, алкоголь и фитопрепараты взаимодействовать с лекарственными средствами, какое это может иметь клиническое значение?
   У каких пациентов чаще всего развиваются реакции взаимодействия лекарственных средств?
   Как врачу избежать нежелательных взаимодействий лекарственных средств?
Модуль 6. Клиническая фармакогенетика.
   Что такое фармакогенетика и фармакогеномика?
   Что представляют собой генетические факторы, влияющие на фармакологический ответ?
   Что такое фармакогенетический тест. Каково его значение для выбора лекарственного средства и режима дозирования?
   Какие фармакогенетические тесты могут использоваться в клинической практике?
   В каких случаях показано фармакогенетическое тестирование?
   Какие принципы интерпретации результатов фармакогенетического тестирования необходимо знать врачу?
Модуль 7. Особенности применения лекарственных средств у пожилых, детей, беременных и кормящих женщин.
   Какие особенности применения лекарственных средств у беременных?
   Какие особенности применения лекарственных средств у лактирующих женщин?
   Какие особенности применения лекарственных средств у детей?
   Какие группы препаратов наиболее часто вызывают неблагоприятные побочные реакции у детей?
   Как рассчитывать дозы лекарственных средств у детей?
   Какие особенности применения лекарственных средств у пожилых?
Модуль 8. Клинические исследования лекарственных средств.Доказательная медицина. Фармакоэкономика. Клинико-фармакологическая служба стационара. Врач и фармацевтический бизнес.
   Зачем врачу необходимо знать о методологии проведения клинических исследований лекарственных средств?
   Что такое доказательная медицина?
   Как врачу принимать решение о применении лекарственных средств в соответствии с принципами доказательной медицины?
   Как врачу интерпретировать результаты метаанализа для принятия решения о применении лекарственного средства в соответствии с принципами доказательной медицины?
   Для чего врачу необходимо уметь интерпретировать результаты фармакоэкономического анализа?
   Какие виды фармакоэкономического анализа существуют и когда они применяются?
   Как врачу использовать результаты фармакоэкономического анализа для принятия решения о выборе и применении лекарственного средства?
   Что такое концепция QALY и как ее использовать для принятия решения о выборе и применении лекарственного средства?
   Зачем в лечебно профилактическом учреждении нужен врач клинический фармаколог?
   Как фармацевтический бизнес влияет на принятие решения врачом о выборе и применении лекарственного средства?
   Как врачу общаться с медицинскими представителями фармацевтических компаний?
   Как врачу объективно оценивать печатные рекламные материалы о лекарственном препарате?
   Как врачу объективно оценивать симпозиумы, семинары, "круглые столы", финансируемые фармацевтическими компаниями?
Ответы на тестовые задания