[e-lek] Pharmaceutical audit (3)

[÷ÏÚÏÂÎÏ×ÌÑÅÍ ÁËÔÕÁÌØÎÕÀ ÄÉÓËÕÓÓÉÀ Ï ÆÁÒÍÁÃÅ×ÔÉÞÅÓËÏÍ ÁÕÄÉÔÅ, ÐÒÅÒ×ÁÎÎÕÀ × Ó×ÑÚÉ Ó ÔÅÈÎÉÞÅÓËÉÍÉ ÐÒÏÂÌÅÍÁÍÉ ËÏÄÉÒÏ×ËÉ ÓÏÏÂÝÅÎÉÊ]

äÏÂÒÙÊ ÄÅÎØ, ËÏÌÌÅÇÉ!

óÏÇÌÁÛÕÓØ Ó ËÏÌÌÅÇÏÊ, ÞÔÏ ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÏ ÄÁÎÎÏÅ ÐÏÎÑÔÉÅ ÎÉËÁË ÎÅ ÚÁËÒÅÐÌÅÎÏ ÎÉ × ÒÏÓÓÉÊÓËÏÍ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Å, ÎÉ × ÎÁÛÅÍ ËÁÚÁÈÓÔÁÎÓËÏÍ. äÕÍÁÀ ÎÁÍ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÏÐÒÅÄÅÌÉÔØÓÑ ÞÔÏ ËÁÖÄÙÊ ÉÚ ÎÁÓ ÐÏÄ ÜÔÉÍ ÐÏÎÉÍÁÅÔ:
- ÜÔÏ ÁÕÄÉÔ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÏÂÅÓÐÅÞÅÎÉÑ × ÃÅÌÏÍ, ÄÏÐÕÓÔÉÍ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÁ, ÐÏÄ ËÏÔÏÒÙÍ Ñ ÌÉÞÎÏ ÐÏÎÉÍÁÀ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÓÔØ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ ÆÉÎÁÎÓÏ×ÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× ÎÁ ÚÁËÕÐ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× ÓÏÇÌÁÓÎÏ ÐÒÏÆÉÌÀ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÁ, ÄÁÌØÎÅÊÛÅÅ ÉÈ ÒÁÓÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ, ÈÒÁÎÅÎÉÅ É ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅ × ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÉÉ Ó ÎÏÒÍÁÍÉ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Á (ÅÓÌÉ ÏÎÉ ÏÈ×ÁÔÙ×ÁÀÔ ×ÓÀ ÃÅÐÏÞËÕ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ìó) É ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÙÍÉ ÒÁÚÒÁÂÏÔÁÎÎÙÍÉ ÍÅÄ.ÏÒÇÁÎÉÚÁÃÉÅÊ ÐÒÁ×ÉÌÁÍÉ, ÐÏÌÉÔÉËÁÍÉ, ÐÒÏÃÅÄÕÒÁÍÉ, ÔÁË ÎÁÚÙ×ÁÅÍÙÍÉ ÓÔÁÎÄÁÒÔÁÍÉ ÏÐÅÒÁÃÉÏÎÎÙÈ ÐÒÏÃÅÄÕÒ - óïðÙ) É Ô.Ä.;
- ÉÌÉ ÜÔÏ ÁÕÄÉÔ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÓÔÉ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÑ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× × ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÉÉ Ó ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÎÏÊ ÉÎÓÔÒÕËÃÉÅÊ Ë ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÀ, ÒÁÃÉÏÎÁÌØÎÏÅ ÉÈ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅ (ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏ×), ×ÙÑ×ÌÅÎÉÑ ÐÏÌÉÐÒÁÇÍÁÚÉÉ, ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÑ ÎÅÓÏ×ÍÅÓÔÉÍÙÈ ìó É Ô.Ä.

ó Õ×ÁÖÅÎÉÅÍ, ìÀÄÍÉÌÁ âÀÒÁÂÅËÏ×Á
š
äÉÒÅËÔÏÒ äÅÐÁÒÔÁÍÅÎÔÁ ÏÒÇÁÎÉÚÁÃÉÉ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÊ ÐÏÍÏÝÉ
áï "îÁÃÉÏÎÁÌØÎÙÊ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÉÊ ÈÏÌÄÉÎÇ"
50-80-77 ÒÁÂ.
ÍÏÂ.+7-702-217-45-07

--

[Возобновляем актуальную дискуссию о фармацевтическом аудите,
прерванную в связи с техническими проблемами кодировки сообщений]

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы поделиться мыслями о взаимозаменяемости, качестве, очистке,
аудитах и тому подобном.

Большинство отечественных, китайских и индийских (за исключением некоторых,
например, Ranbaxy, Dr. Reddys) лекарственных препаратов, зарегистрированных
в России, ни в коей мере не могут заменить собой оригинальные или
произведенные в Европе/США и других странах с надлежащим регулированием
воспроизведенных лекарственных препаратов (дженериков). Причин тому
множество, но основная - это недостаточное качество лекарственных
препаратов. Врачи далеки от этого понятия и порой даже не понимают, что
значит "более чистые" или "более стабильные" лекарственные препараты.
Качество многих отечественных, китайских и индийских (опять же, за рядом
исключений) лекарственных препаратов, зарегистрированных в России, не
соответствует международным стандартам по ряду причин:
    а) В стране не приняты стандарты Надлежащей производственной практики
(GMP), благодаря которым обеспечиваются стабильность производства и
лекарственного препарата, его чистота, отсутствие в нем посторонних вирусов
и т.д. В России эти стандарты до сих пор носят характер рекомендательных, а
принятие их в качестве обязательного документа откладывается уже с 1996
года (в первый раз внедрение GMP было запланировано на 1996 г. -
постановление Правительства РСФСР от 26.12.1991 г. No. 68). Для сравнения,
на Украине GMP уже несколько лет как является обязательным стандартом.

    б) Фактически отсутствует государственная фармакопея, то, что имеется
(1 том ГФ XII) - это в значительной степени советский пережиток, который не
соответствует современным фармакопеям, современным взглядам на качество
лекарственных препаратов.
    в) Не утверждены и не используются международно признанные документы по
качеству лекарственных средств (в частности, Международной конференции по
гармонизации технических требований к государственной регистрации
лекарственных препаратов для медицинского применения, ich.org, Quality), а
именно: документы по стабильности лекарственных средств, по валидации
аналитических методик, по примесям в лекарственных средствах, по качеству
биологических/биотехнологических лекарственных препаратов, по спецификациям
лекарственных препаратов, по разработке процесса производства лекарственных
препаратов и многое другое. Именно эти документы регламентируют чистоту
лекарственных препаратов от различных примесей, в том числе канцерогенных и
генотоксичных. В нашей стране этой регламентации нет, т.е. препараты могут
содержать эти примеси, так как их надлежащая квалификация не предусмотрена.
   г) Вместо огромного объема документации, необходимой для подтверждения
качества лекарственного средства, используется 10-страничная "бумажка" в
которой описывается что-то, напоминающее качество, - нормативная
документация (НД).
   д) Отсутствуют четкие требования к контролю производства лекарственных
препаратов (так называемый инспекторат GMP).

   е) У уполномоченного федерального органа исполнительной власти
отсутствуют работоспособные механизмы контроля качества проведенных
исследований биоэквивалентности (впрочем, как и других исследований),
существующие в развитых странах (в виде регулярных проверок и аудитов
площадок, на которых эти исследования были проведены с пересмотром всей
первичной документации и, при необходимости, проведении повторных
проверочных экспериментов). Для размышления: cредний размер контракта на
исследования биоэквивалентности по западным стандартам (которыми в России
пользуются KRKA, Zentiva и другие достойные производители дженериков)
составляет около 2,5-3 млн руб. на клиническую (зависит в большей степени
от числа пациентов) и 1,0-1,5 млн -- на аналитическую часть (в большей
степени зависит от сложности аналитической методики и числа точек). И это
не считая услуг CRO и прочей <<сопроводиловки>>. Для сравнения: затраты
некоторых российских и индийских компаний на исследования дженериковых
препаратов (причем тех же самых препаратов) раз в 5-6 меньше. Такое
снижение затрат возможно при проведении исследований <<по ускоренной

, или, другими словами, путем рисования результатов. А механизмы

контроля и проверки слабы (либо просто не работают).
  ж) Существует ряд препаратов, для которых даже проведенные по зарубежным
стандартам исследования биоэквивалентности не позволяют говорить о полном
соответствии дженерика оригинальному препарату (в рамках статистических
погрешностей). Например, это касается дженериков иммуносупрессоров,
применяемых после трансплантации.

Все это приводит к тому, что отечественные, китайские и индийские (за
исключением некоторых) лекарственные препараты, и, прежде всего, дженерики,
зарегистрированные в России, могут быть менее эффективными, менее
безопасными (аллергенными, иммуногенными, канцерогенными, генотоксичными),
то есть они по сути не являются взаимозаменяемыми. Особенно интересно на
этом фоне смотрится сентенция В. Путина о том, что доля отечественных
препаратов в разряде жизненно необходимых лекарств должна достичь 85%.

P.S. Модель "воспроизведенные лекарственные препараты заменяют собой
оригинальные" работает только за рубежом. Как это ни печально, но многие
отечественные препараты на сегодняшний день применять просто небезопасно.
Несмотря на это, я поддерживаю движение за использование воспроизведенных
лекарственных препаратов (дженериков), я против усиленного продвижения
оригинальных лекарственных препаратов (в ущерб общественным интересам),
однако зная все вышеизложенное, я, при нынешнем состоянии отечественной
фармацевтической отрасли и ее регулировании, не буду рекомендовать
отечественные, китайские, индийские и т.п. лекарственные препараты,
качество которых сильно сомнительно (хочу еще раз оговориться, что речь
идет не обо всех отечественных производителях, но о многих).

К вопросу об обсуждаемом сейчас лекарственном аудите - на мой взгляд, все
вышеперечисленные позиции он должен включать или хотя бы оценивать <<по

.

С уважением,
Вадим Покровский,
к.м.н., с.н.с., РОНЦ им. Н.Н. Блохина

Уважаемые коллеги,

Сегодня отечественная фармпромышленность пестрая, во многом по тем причинам, которые описал коллега Покровский (что он сам и отмечает). Но отказаться от локально произведенных препаратов, на мой взгляд позиция крайняя. Сегодня "россиянами" стали Nycomed, Astra Zeneca, Novo Nordisk, Gedeon, KRKA и т.д. Также, целый ряд компаний со стопроцентным российским капиталом работают по стандартам GMP и поставляют свою продукцию не только на рынки России и СНГ, но в дальнее зарубежье, в страны ЮВА и ЕС ( Полисан, Нижфарм (STADA), Акрихин и т.д.).
Этим компаниям сложно работать в рамках 94ФЗ, где основной критерий - цена, тем более, когда поддерживается устойчивое мнение, что отечественные лекарства хуже импортных.
Давайте объективно и честно будем развивать систему фармаконадзора, обо всех нежелательных побочных реакциях информировать Росздравнадзор и компании-производители, разбирать эти случаи и анализировать их. Тогда мы сможем назвать конкретно производителей (компании) кому можно доверять, а кому нет. А грехи водятся за всеми, вспомните последние штрафы, наложенные на транснациональных гигантов FDA за подтасовки, сокрытие информации о НПР, недобросовестную и неэтичную рекламу и т.д.
Удачи всем,

B.А.Дмитриев
АРФП,
1МГМУ им.И.М.Сеченова

Отправлено с iPad

07.10.2012, в 14:18, "Vadim Pokrovsky" <vadimpokrovsky@gmail.com> написал(а):

Дмитрий Александрович,

Компании, которые Вы назвали (Nycomed, Astra Zeneca, Novo Nordisk, Gedeon,
KRKA), хоть и локализовали частично свои производственные мощности в
России, но ориентируются прежде всего, на международные стандарты, которыми
пользуются на корпоративном уровне, в т.ч. и в России.

Мои соображения были направлены не против отечественных или других
производителей, а скорее против сложившейся системы контроля качества
лекарственных препаратов на различных этапах, которая ПОЗВОЛЯЕТ производить
некачественную продукцию, оставляя вопрос качества в значительной степени
на совести производителя/исследователя. В этой ситуации кто-то в качестве
основного приоритета выбирает качество, кто-то - быстрый и максимально
возможный возврат на инвестиции. А разобраться, кто есть кто, не позволяет
отсутствие грамотных нормативных актов и требований.

Помимо упомянутых в предыдущем письме (с GMP не все так плохо) проблем,
можно привести в пример ситуацию с доклиникой. В России существует только
один питомник разведения животных spf-статуса, одна лаборатория,
сертифицированная aaalac, и практически отсутствуют внятные требования к
качеству доклинических исследований. Приказ МЗиСР РФ от 23 августа 2010 г.
No. 708н "Об утверждении Правил лабораторной практики" во многом не
соответствует (если сказать не так мягко, противоречит) ГОСТУ Р 53434-2009
"Принципы надлежащей лабораторной практики" и международному стандарту GLP.
Аудита центров доклинических исследований фактически нет вообще. Из тех,
кажется, 56 организаций, которые были включены в письмо Росздравнадзора от
27.01.2011 г. No. 04И-34/11 у одних нет даже вивария, другие вообще не
занимаются доклиникой, а третьи уже существовать перестали. А письмо все
еще актуально.

Сугубо личное мнение - в России в условиях отсутствия обязательных ДЛЯ ВСЕХ
европейских (международных) стандартов производства, изучения на всех
этапах и контроля качества вопрос лекарственного аудита также окажется
избирательным/добровольным. А качество препаратов будет "пестрым" и не
всегда предсказуемым.

С уважением,
Вадим Покровский,
РОНЦ