Доброе утро, уважаемые коллеги!
Полностью согласен с коллегой, описывавшей западный подход к институту
клинических фармацевтов. Там - это профессионалы, также, как и врачи.
Вообще, за рубежом под клинической фармакологией в большей степени
понимаются фармакодинамические и фармакокинетические свойства лекарственных
препаратов у человека. То есть взаимосвязь свойств лекарственного препарата
с биохимическими, физиологическими, патологическими и др. свойствами
организма, а не вопросы непосредственной эффективности, "видной на глаз".
В Соединенных Штатах (подобно Мальте - или наоборот) функции, которые у нас
должен выполнять клинический фармаколог, выполняет клинический фармацевт.
Вообще, фармацевтическое образование в странах с западной системой
медицинского образования сильно отличаются от нашего.
У нас провизор (фармацевт) - это непонятно что. Их обучают основам фармации
и биотехнологии, но это все в отсталом, зачаточном состоянии. При этом тема
лекарственных растений и животных (фармакогнозия) освещается чуть ли не 3
года (это в 5-летнем курсе). Обучают устаревшим технологиям, современные
аналитические методики практически не рассматриваются и прочее.
Фармакология - до сих пор в стране применяется устаревший учебник 80-х
годов.
Общению с пациентами (пусть даже за прилавком), консультированию,
правильному применению и дозированию - ничему этому не обучает ни
провизоров, ни фармацевтов, как впрочем и врачей. Таким образом, мы
получаем человека, который толком не знает ни современных проблем
производства, ни способен должным образом помогать людям.
Всем хорошо известная книга "Клиническая фармакология по Гилману и Гудману"
в дословном переводе называется "Фармакологические основы терапии" - это
базовый учебник клинических фармацевтов в США. А у нас его полностью даже
врачи не читают. В России переведено 10-ое издание (от 2001 г.), в
настоящее время действует 12-ое издание (от 2011, доступно только на языке
оригинала).
Технологическим вопросам производства лекарств их не обучают, этим
занимаются технологи, инженеры и другие специалисты, которые ничего общего
с фармацевтами не имеют.
В целом вопрос не в терминологии, а в том, кто реально готов и способен
взять на себя функции, которые нужны населению. В условиях нынешней системы
медицинского образования и здравоохранения - это маловероятно.
Равиль Ниязов