Глубокоуважаемые коллеги,
Проблема, поднятая Ириной Власовой, довольно сложная. Медрэпы и сейчас активно работают и в аптеках, и в медицинских учреждениях. Наверное, новая политика внесет акценты в их деятельность, но насколько это изменит (и в какую сторону) существующую ситуацию с выбором препаратов, может показать только практика. Я вижу, по крайней мере, одно очень важное рациональное зерно в такой политике - образовательное. К сожалению, Ирина абсолютна права, когда пишет о том, что до 80% врачей плохо разбираются в МНН, а многие, особенно старшего поколения, до сих пор вообще не знают, что это такое. К сожалению, не лучше обстоит дело и в среде провизоров. Однажды меня попросили прочитать лекцию по безопасности ЛС на ФПК для провизоров. И я поняла, что мы разговариваем на разных языках. Никто из более чем 30 присутствующих работников аптек не знал МНН, а я, к сожалению, не могу и не считаю нужным запоминать торговые названия 50 дженериков. Людям не свойственно учить то, что не нужно для практики. И пока врачам не нужно будет указывать в рецепте МНН (пусть, наряду с торговым), а фармацевтам понимать эти рецепты, ситуация со знанием МНН останется на том же уровне. К сожалению, и в ВУЗах у нас еще далеко не полностью перешли на МНН, и учебники по фармакологии продолжают использовать торговые наименования. От этой порочной практики пора отходить, тем более, что проблема непонимания МНН сопряжена и с серьезными вопросами безопасности лекарственной терапии (одновременное назначение препаратов под разными торговыми названиями, содержащими одно и то же действующее вещество). А для того, чтобы разобраться, какой дженерик выбрать из 50 зарегистрированных, предлагаю врачам сообщать о случаях неэффективности лекарственных препаратов (под торговыми названиями с указанием производителя) в центры по изучению побочных эффектов, поскольку неэффективность в настоящее время рассматривается как одна из разновидностей "drug-related problems" (проблем, обусловленных ЛС) и не менее, а иногда и более, опасна для пациента, чем побочные реакции.
Ушкалова Е.А.