Кому и что гарантируют перечни лекарств?
Начало 2005 года печально
ознаменовалось волной народного возмущения в связи с предложенными
новыми способами обеспечения государственных гарантий гражданам, в том
числе и в разделе медицинской помощи. Острота этой ситуации
обусловлена прежде всего отсутствием позитивных перемен в показателях
здоровья населения страны за годы продолжающихся реформ
здравоохранения вопреки определению президентом в качестве основной
проблемы России ее уменьшающееся население. Как было определено
непосредственно В.В.Путиным: "Если это не изменится в обратную сторону
само выживание нации будет в опасности". На 2002 год уменьшение
численности населения России составляло 750,000 человек/год.
Несомненно, что в этой обстановке все принимаемые решения должны быть
тщательно взвешены, проекты должны планироваться и разрабатываться с
учетом всего позитивного опыта, накопленного десятилетиями развития
отечественной системы здравоохранения, мирового опыта субсидируемого
лекарственного обеспечения и, конечно, в первую очередь обеспечивать
реализацию 41-й статьи Конституции РФ, гарантирующей право граждан на
получение бесплатной медицинской помощи.
Встает вопрос: как могут
перечни лекарственных средств помочь в реализации конституционных прав
граждан, и в целом в обеспечении прав человека - принципов равенства,
справедливости и солидарности, этики человеческих взаимоотношений,
доступности лекарств и медицинской помощи в целом? Прежде всего,
необходимо определиться с терминологией. В настоящее время врачам
приходится разбираться с перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, с формулярными списками, с льготными перечнями,
с 2005 года - с Федеральным (Перечень лекарственных средств,
отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной
бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим
право на получение государственной социальной помощи) и Региональными
перечнями. Каковы функции всех этих перечней/списков, каким целям они
служат, кому адресованы, чем отличаются друг от друга? Первое и
основное - в современных условиях постоянного роста цен на
лекарственные (фармацевтические) технологии, роста - совершенно
непропорционального повышению доходов населения, доходов систем
здравоохранения и даже валового продукта, и в условиях неуклонно
возрастающего разнообразия фармакотерапевтических альтернатив: все
упомянутые перечни с точки зрения организации и управления системой
должны обеспечивать простую функцию 'ограничителя' расходов. Само
понятие 'перечень' ('список') вводит принцип ограничения и отбора
лекарственных средств.
Для обеспечения этого принципа основополагающим
представлением является внедренная с 1977 года Всемирной Организацией
Здравоохранения (ВОЗ) концепция Основных лекарственных средств - the
concept of essential medicines, по праву признанная ведущим
достижением мирового здравоохранения за последнюю четверть века. По
определению Комитета Экспертов ВОЗ Основные Лекарственные Средства -
это те, которые удовлетворяют приоритетные нужды здравоохранение для
обеспечения здоровья большинства населения. Критерии отбора основных
лекарств: они отбираются на основании распространенности заболеваний,
доказательств эффективности и безопасности, и сравнительной затратной
эффективности. Цель концепции: основные лекарства предназначены для
обеспечения доступности (всегда должны быть в наличии) в
функционирующих системах здравоохранения, в достаточных количествах, в
соответствующих лекарственных формах, гарантированного качества, и по
цене, которую индивидуальный пациент и общество могут себе позволить.
Всемирная Организация Здравоохранения разрабатывает, регулярно
пересматривает и обновляет Модельный Список основных Лекарственных
Средств. Список называется модельным, потому что призван служить
моделью для национальных списков, а концепция является гибкой и
адаптируемой ко множеству различных ситуаций. Конкретные,
предназначенные к исполнению списки - на совести каждого государства.
Продолжение следует...